Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как запоминать даты, имена и списки. 3 техники от человека с феноменальной памятью

Если вам трудно запоминать новую информацию, возможно, вы просто не умеете пользоваться своей памятью. Мнемонист Ильгиз Сабиров — популярный блогер, ведущий мастер-классов по развитию памяти, участник шоу «Удивительные люди» и автор книги «Запомни это» — рассказывает о техниках, которые помогут удерживать информацию в голове. Теги:
Психология

Лайфхаки

Психология личности

Книги

Что почитать

Как запоминать даты, имена и списки. 3 техники от человека с феноменальной памятью

Научитесь управлять своей памятью, это не так сложно, как кажется. И ваш мозг сможет сохранить намного больше информации, чем вы думали!
Содержание статьи

Образ

Все инструменты запоминания построены на мысленном представлении образов. При этом мы задействуем максимальное количество каналов восприятия, и информация впечатывается в мозг. Образы должны быть яркими, цветными и детальными, по возможности иметь запах, вкус, звук и быть осязаемыми. Если вы потренируетесь представлять их, то потом мозг будет действовать интуитивно и очень быстро.

5 принципов представления образа

1. Представьте предмет в цвете, с максимальной детализацией. Например, представив гитару, рассмотрите ее со всех сторон, заметьте струны, колки, гриф. Может, на ней есть наклейки, потертости? Обязательно представьте цвет — это улучшит запоминание.

2. Образ должен быть осязаемым. Мысленно потрогайте гитару. Какая она на ощупь? Из какого материала? Проведите рукой по струнам. Если вы не можете «потрогать» образ, значит, он неудачный.

3. Образ должен иметь запах. Чем пахнет корпус гитары? А ее гриф?

4. Образ должен иметь звук. Как звучат струны? Какой звук гитара издаст, если положить ее на пол?

5. Образ должен иметь вкус. Представьте, какой могла бы быть гитара на вкус.

Получилось представить образ гитары? А теперь потренируйтесь делать то же самое с разными предметами: например, с чашкой, камнем, вентилятором, малиной, кошкой, молоком, волосами.

Стимул — реакция

Этот инструмент запоминания поможет запоминать парную информацию: событие и дату, когда оно произошло, лицо и имя человека, английское слово и русский перевод. Метод строится на подсказках: стимул — это подсказка, реакция — ответ. Чтобы понять, как работает «стимул — реакция», выполните простое упражнение.

1. Представьте тигра и удерживайте этот образ 5 секунд. Используйте все правила представления образов, о которых мы говорили выше.

2. Представьте автомобиль и удерживайте его образ 5 секунд.

3. А теперь придумайте историю с этими образами. Например, представьте, как тигр сел в автомобиль, завел его, надел солнцезащитные очки и поехал. Попробуйте увидеть это максимально ярко, красочно, в деталях.

Принципы использования инструмента «стимул — реакция»

1. Представляя два образа, всегда нужно использовать принципы создания образов. После того как вы натренируетесь это делать, вам будет достаточно 2–3 секунд.

2. Образы должны быть большими и примерно одинаковыми по размеру. Если вы представляете кошку и дом, то нужно в уме увеличить кошку до размера дома. В нашем случае автомобиль и тигр были примерно одинаковой величины.

3. Образы, которые вы представили, нужно объединить в одну мини-историю.

4. Мини-история должна быть смешной и абсурдной — такой, которая не может произойти в жизни. В нашей истории тигр поехал на автомобиле. В реальности подобного не увидишь, нашему мозгу это нравится, и он лучше запоминает установившуюся связь. Если представить что-то логичное (например, как тигр запрыгнул на крышу автомобиля и там разлегся), мозг это быстро забудет: для него эта информация слишком банальна.

Представлять мини-историю нужно как можно более детально. Чем больше в ней подробностей, тем лучше вы ее запомните. В нашем случае тигр сначала завел машину, затем надел очки и только потом поехал. Все эти детали помогают в запоминании.

6. Образы в мини-истории должны объединяться и взаимодействовать. Сначала у нас были просто тигр и автомобиль, а в итоге тигр оказался внутри автомобиля. Представляйте историю так, чтобы образы как бы соединялись в целое. Важно не время, которое вы потратите на то, чтобы представить в уме мини-историю, а то, насколько качественно вы это сделаете. В идеале на представление одной мини-истории тратится не больше 2–4 секунд. 

Попробуйте запомнить 5 пар слов с помощью инструмента «стимул — реакция».

1. Зеркало и нога.

2. Розетка и линейка.

3. Мышка и кукла.

4. Рыба и обруч.

5. Телефон и экскаватор.

Запомнили? Попробуйте их вспомнить перед сном. 

Как запоминать даты, имена и списки. 3 техники от человека с феноменальной памятью

Tiana / Pexels

Цепочка

Считается, что за один раз человек может запомнить только 5–9 единиц информации, и то на очень короткий срок. Сегодня вы научитесь за один раз запоминать 10 единиц информации, а поможет в этом инструмент «цепочка». 

Если «стимул — реакция» помогает запоминать парную информацию, то цепочку можно использовать для списков. Принцип запоминания такой же, но образов будет не два, а больше. Перейдем сразу к практике и запомним 5 случайных слов: телефон, НЛО, ананас, нитки, жук. 

1. Представьте себе, что ТЕЛЕФОН звонит так громко, что его услышали на НЛО в космосе и стали притягивать к себе с помощью специального луча.

2. Когда телефон удалось притянуть, на НЛО начался праздник. Инопланетяне достали АНАНАС, чтобы разрезать его и съесть.

3. Когда АНАНАС начали резать, он взорвался и из него вылетели тысячи НИТОК. Они заполнили все пространство, и на НЛО стало очень тесно.

4. Это увидел огромный майский ЖУК. Он прилетел на НЛО и начал плести из НИТОК косичку. 

Если вы последовательно представляли эту историю, то вам наверняка удалось запомнить 5 слов по порядку. Это и есть инструмент «цепочка». Обратите внимание, что наша история состояла из мини-историй, выстроенных в цепочку. Сначала была мини-история про телефон и НЛО, потом про НЛО и ананас, ананас и нитки, нитки и жука. 

Принципы использования инструмента «цепочка»

1. Образы в цепочке мини-историй должны соответствовать принципам создания образов.

2. Нельзя добавлять в свои мини-истории лишние объекты, используйте только те образы, которые необходимо запомнить.

3. Одновременно можно работать только с двумя образами. Обратите внимание, что, дойдя в нашей истории до ананаса, телефон мы уже не представляли, а когда дошли до жука, то не представляли ананас.

Некоторые люди представляют истории как бы со стороны. Для них историю словно показывают по телевизору, а они просто за ней наблюдают. Другие же видят себя главными героями воображаемых историй, и все как будто происходит рядом с ними. В предыдущей истории мы были наблюдателями: просто смотрели за телефоном, НЛО, ананасом, нитками и жуком. Но вы можете попробовать представлять себя главным героем. Возможно, это сделает запоминание легче. 

А теперь попробуйте запомнить слова: нож, носок, невеста, книга, кошелек. Вспомните их сегодня перед сном, чтобы проверить себя. 

По материалам книги Ильгиза Сабирова «Запомни это», которая вышла в издательстве «МИФ».

Нет, я запоминаю всё

Как запоминать даты, имена и списки. 3 техники от человека с феноменальной памятью

Издательство «МИФ»

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий